Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого. (В. Сухомлинский)
Программа по плаванию для спортивных школ
Объяснительная записка
Программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по плаванию разработана в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, и Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ.
Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме того, программа может быть использована для работы с пловцами в спортивных клубах, училищах олимпийского резерва (УОР) и коллективах физической культуры.
Правовые вопросы данной программы регламентируются различными законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, закона «Об образовании», закона «Об общественных организациях».
Настоящая программа по плаванию реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст. 2 № 80-ФЗ:
- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.
Программа является нормативной основой подготовки спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации, осуществляемой в соответствии с уставами физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, спортивных клубов и коллективов физической культуры (п. 5 ст. 8 № 80-ФЗ).
Создание и функционирование спортивных школ в виде учреждений дополнительного образования регламентируется в соответствии с ФЗ № 3266-1 от 17.07.92 г. «Об образовании».
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки.
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств. Представлены типовые учебные планы по годам подготовки, схемы построения годичных циклов, приводятся допустимые тренировочные нагрузки и методические рекомендации по планированию тренировочного процесса. Для каждого этапа многолетней подготовки рекомендуются основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педагогического и врачебного контроля, основной материал по теоретической подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, инструкторской и судейской практике. Дана классификация основных восстановительных средств и мероприятий.
Нормативные показатели деятельности спортивных школ и методические рекомендации разработаны с учетом предыдущих программ для спортивных школ по плаванию (1977 г., 1983 г., 1993 г.) и являются итогом многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных школ, анализа отечественных и зарубежных систем многолетней подготовки спортсменов.
1. Нормативная часть
1.1. Цель и задачи деятельности спортивных школ
Спортивная школа создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке лицензии (разрешения).
Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта» или занявших 1-6 места на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских играх.
Основные цели спортивной школы:
- формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- профессиональное самоопределение;
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
- достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.
Задачи деятельности спортивных школ различаются в зависимости от этапа подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей по общей, специальной физической и спортивно-технической подготовке. При невыполнении нормативов учащиеся могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения.
Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания. Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;
- воспитание морально-этических и волевых качеств.
Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи подготовки:
- улучшение состояния здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;
- овладение жизненно необходимых навыков плавания;
- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья, закаливание;
- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
- освоение и совершенствование техники всех способов плавания;
- планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;
- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
- к концу этапа - определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;
- воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений.
Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
Основные задачи подготовки:
- повышение общего функционального уровня (к концу этапа - максимальное развитие аэробных способностей);
- постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;
- дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;
- формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.
Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборных команд России. Продолжительность этапа примерно 3-5 лет, однако возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.
Основные задачи подготовки:
- освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;
- совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации;
- индивидуализация силовой, технико-тактической, психической и морально-волевой подготовленности;
- сохранение здоровья.
Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетней подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.
Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня развития физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по дальнейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.
1.2. Режим работы
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах СОП - от 6 до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения.
Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 мин.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;
- в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-тренировочных группах 3-х часов;
- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов.
В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочных групп третьего года обучения, недельная учебно-тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана, определенного данной учебной группе. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, во время учебно-тренировочных сборов учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана каждой группы был выполнен полностью.
Основными формами учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кинокольцовок, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощника тренера.
1.3. Контрольно-переводные нормативы для различных этапов обучения
Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер, тогда как для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования выполнение нормативов является кроме того и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки.
В спортивно-оздоровительных группах возраст занимающихся - от 6 до 17 лет, в них могут заниматься как начинающие, так и спортсмены, прошедшие подготовку на других этапах. Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Нормативы для групп 2-го года обучения являются приемными для зачисления в учебно-тренировочные группы. Зачисление в учебно-тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по технической подготовке.
Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы.
Наиболее важным для перевода является выполнение спортивно-технических нормативов, а также нормативов по специальной физической подготовке.
Зачисление в группы спортивного совершенствования происходит на конкурсной основе из числа занимающихся в учебно-тренировочных группах не менее трех лет по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по спортивно-технической подготовке.
Основными критериями оценки занимающихся в группах спортивного совершенствования являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, спортивные результаты, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы.
Основными критериями оценки занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства являются спортивные результаты и их стабильность на российских и международных соревнованиях, попадание в состав сборной команды России, состояние здоровья.
Нормативы для спортивно-оздоровительных групп
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Общая физическая подготовка
|
||
Челночный бег 3х10 м, с
|
9,5
|
10
|
Бросок набивного мяча 1 кг, м
|
3,8
|
3,3
|
Наклон вперёд с возвышения
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперёд-назад
|
+
|
+
|
Кистевая динамометрия
|
+
|
+
|
Прыжок в длину с места
|
+
|
+
|
Техническая подготовка
|
||
Длина скольжения
|
6 м
|
6м
|
Техника плавания всеми способами:
|
|
|
1. С помощью одних ног
|
+
|
+
|
2. В полной координации
|
+
|
+
|
Выполнение стартов и поворотов
|
+
|
+
|
Проплывание дистанции 100 м избранным способом
|
+
|
+
|
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Контрольные нормативы для групп начальной подготовки 1 года обучения
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Общая физическая подготовка
|
||
Бросок набивного мяча 1 кг, м
|
3.8
|
3.3
|
Наклон вперёд стоя на возвышении
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперёд-назад
|
+
|
+
|
Челночный бег 3х10 м, с
|
10.0
|
10.5
|
Техническая и плавательная подготовка
|
||
Длина скольжения, м
|
6
|
6
|
Оценка техники плавания всеми способами, баллы
|
+
+ |
+
+ |
Проплывание дистанции 200 м
|
Проплыть всю дистанцию технически правильно
|
|
Интегральная экспертная оценка
|
Сумма баллов
|
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Приёмные нормативы для зачисления в учебно-тренировочные группы
Контрольные упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Общая физическая подготовка
|
||
Челночный бег 3х10 м, с
|
9.5
|
10
|
Бросок набивного мяча 1 кг, м
|
4.0
|
3.5
|
Наклон вперёд стоя на возвышении
|
Выполнить упражнение технически правильно
|
|
Техническая подготовка
|
||
Плавание 200 м
(комплексное плавание) |
Экспертная оценка техники плавания, стартов и поворотов
|
|
Плавание 400 м (способ по выбору)
|
Проплыть всю дистанцию технически правильно
|
|
Интегральная экспертная оценка
|
Сумма баллов
|
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для УТГ (мальчики)
Контрольные упражнения
|
Годы
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Общая физическая подготовка
|
|||||
Прыжок в длину с места, см
|
155
|
170
|
190
|
195
|
200
|
Подтягивание на перекладине, раз
|
|
4
|
6
|
8
|
9
|
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, м
|
4.5
|
5.3
|
7.5
|
9
|
|
Челночный бег 3х10 м, с
|
9.3
|
9.1
|
8.8
|
8.5
|
8.2
|
Специальная физическая подготовка
|
|||||
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
|
-
|
-
|
28
|
33
|
37
|
Сила тяги в воде на привязи
|
-
|
-
|
См. уч. программу по плаванию (приложение № 1)
|
||
Наклон стоя на возвышении
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
|
60
|
50
|
45
|
40
|
40
|
Технико-тактическая подготовка
|
|||||
Длина скольжения
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Время скольжения 9 м, с
|
-
|
-
|
7,3
|
7
|
6,7
|
Техника плавания, стартов, поворотов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Спортивные результаты
|
|||||
200 м к/п
|
-
|
3.08,0
|
2.42,0
|
2.30,0
|
2.25,0
|
800 м кроль на груди, разряд
|
-
|
13.50,0
|
12.47,0
|
11.00,0
|
10.13,0
|
Спортивный разряд на избранной дистанции
|
Юн. -3
|
3-2
|
2-1
|
1
|
1-КМС
|
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для УТГ (девочки)
Контрольные упражнения |
Годы
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Общая физическая подготовка
|
||||
Прыжок в длину с места, см
|
140
|
155
|
170
|
180
|
Подтягивание на перекладине, раз
|
6
|
10
|
12
|
15
|
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, м
|
4
|
4.8
|
6
|
7
|
Челночный бег 3х10 м, с
|
9.8
|
9.6
|
9.4
|
9.2
|
Специальная физическая подготовка
|
||||
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
|
-
|
-
|
26
|
28
|
Сила тяги в воде на привязи
|
-
|
-
|
См. уч. программу по плаванию (приложение № 2)
|
|
Наклон стоя на возвышении
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
|
60
|
50
|
40
|
35
|
Технико-тактическая подготовка
|
||||
Длина скольжения
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Время скольжения 9 м, с
|
|
8
|
7.5
|
7
|
Техника плавания, стартов, поворотов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Спортивные результаты
|
||||
200 м к/п
|
|
3.35,0
|
3.06,0
|
2.47,0
|
800 м кроль на груди, разряд
|
|
14.50,0
|
13.50,0
|
12.08,0
|
Спортивный разряд на избранной дистанции
|
Юн.- 3
|
3-2
|
2-1
|
1-КМС
|
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
Нормативы для зачисления в группы спортивного совершенствования
Контрольные упражнения
|
Годы
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Общая физическая подготовка
|
|||||
Прыжок в длину с места, см
|
155
|
170
|
190
|
195
|
200
|
Подтягивание на перекладине, раз
|
|
4
|
6
|
8
|
9
|
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, м
|
4.5
|
5.3
|
7.5
|
9
|
|
Челночный бег 3х10 м, с
|
9.3
|
9.1
|
8.8
|
8.5
|
8.2
|
Специальная физическая подготовка
|
|||||
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
|
-
|
-
|
28
|
33
|
37
|
Сила тяги в воде на привязи
|
-
|
-
|
См. уч. программу по плаванию (приложение № 1)
|
||
Наклон стоя на возвышении
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
|
60
|
50
|
45
|
40
|
40
|
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для групп спортивного совершенствования (юноши и девушки)
Контрольные упражнения
|
Годы
|
||
1
|
2
|
3
|
|
Статическая сила при имитации гребка на суше, кг
|
+
|
+
|
+
|
Сила тяги в воде на привязи
|
См. уч. программу по плаванию
|
||
Наклон стоя на возвышении
|
+
|
+
|
+
|
Выкрут прямых рук вперёд-назад (ширина хвата), см
|
+
|
+
|
+
|
Спортивный разряд на избранной дистанции
|
КМС
|
КМС
|
КМС
|
Примечание: «+» норматив считается выполненным при улучшении показателей.
(продолжение следует)